Перед началом урока ребята переодеваются, готовясь к костюмированному представлению, прикрепляют на доску свои рисунки, устанавливают элементы декораций.
I. Вступительное слово. Учительница представляет классу «живой прототип» героя романа.
II. Рассказ о себе Александра Сель-кирка, послужившего прототипом Робинзона. Ученик, подготовивший дома этот рассказ, входит в образ, речь его приобретает живые интонации. Так вводится на уроке Людмилы Ивановны теоретическое понятие «прототип».
III. Рассказ Даниэля Дефо о работе над книгой. Информация, поданная одноклассником от лица автора романа, воспринимается школьниками с особым интересом.
IV. Краткий пересказ истории Робинзона (до того, как он попал на остров) от лица Робинзона. Готовясь к ответу, ребята учатся выделять главное в содержании произведения, а это, как известно, один из путей развития интеллектуального потенциала личности.
V. Встречи и находки Робинзона.
В этом фрагменте урока история Робинзона представлена инсценировками. Ребята любят инсценировки, готовят их самостоятельно, следуя рекомендациям учителя: представленный ими эпизод должен быть сюжетно завершенным, кратким и интересным для восприятия.
VI. Пантомима-викторина. (В связи с тем, что Робинзон жил на необитаемом острове и действовал в основном молча и в одиночку, использование пантомимы как иллюстрации текста нам представляется удачной формой работы.) «Прочитать» пантомиму сможет тот, кто хорошо знает текст. В пантомиме заняты 2—3 человека, они же оценивают правильность ответов своих товарищей.
VII. Конкурс рисунков — иллюстраций текста. Посмотрев рисунки, развешанные на доске, класс называет и оценивает творческую работу. Автор лучшего рисунка удостаивается чести выступить с комментарием к нему.
VIII. Создаем «фильм». Из желающих делать «фильм» выбираются два ученика — «режиссер» и «звукооператор». Им предстоит расположить рисунки с доски в сюжетной последовательности романа, склеить их и подготовиться к «озвучиванию».
Пока «режиссер» и «звукооператор» работают, объявляется конкурс.
IX. Конкурс на лучший пересказ эпизода романа. Учитель предлагает озаглавить эпизоды, оценить пересказы, мотивируя свои оценки. (На уроке прозвучали три пересказа: от первого лица, подробный, близкий к тексту)
X. Письмо Робинзону. Ребята читают свои письма, написанные дома, — маленькие эпистолярные произведения, рожденные свободной фантазией и добрыми чувствами.
XI. «Фильм» готов! Смонтированные «кадры» пропускаются через специально подготовленную раму-«экран» и сопровождаются звучащим текстом. Это устная импровизация «звукооператора».
XII. « Нам почта!». Стук в дверь привлекает внимание класса. Учитель держит в руках необычной формы бутылку. В ней свиток — письмо от Робинзона. Когда Людмила Ивановна читает его, меняется эмоциональная атмосфера в классе. Притихшие ученики слушают горькие строчки о том, что Робинзон не стремится на шумную, большую землю, потому что «воздух у вас засорен, животных и птиц вы истребили, реки отравлены...». Пронзительно звучит призыв Робинзона любить и беречь природу.
XIII. Вопрос учителя: «24 года жизни на острове — это подвиг?» Возникает краткая острая дискуссия, учащиеся приходят к общему мнению: «Да! Это подвиг. Робинзон показал возможности человека...»
XIV. Уроки Робинзона Крузо. Учитель помогает детям сделать выводы: ситуация, в которой оказался Робинзон, не безвыходная. Никогда нельзя падать духом, даже в самых трудных обстоятельствах побеждают воля к жизни, трудолюбие, человеческий ум.
Далее следует инсценировка: интервью американского журналиста у четырех советских пограничников, проведших 49 дней в бушующем Тихом океане (на основе газетных материалов почти 30-летней давности). Уроки Робинзона не пропали даром...
XV. «Сюрприз». Фрагментом под таким названием заканчивается урок.
В процессе подготовки «сюрприза» ученики делают макеты, пишут стихотворения, ищут материалы по теме в свежих газетах.
Один ученик принес в качестве сюрприза пластинку с песней о Робинзоне Крузо в исполнении Михаила Боярского. Под эту песню ребята снимают с себя костюмы, убирают декорации. Праздник книги окончен. Но впечатление от него остается надолго.