Перед началом урока ребята пере­одеваются, готовясь к костюмирован­ному представлению, прикрепляют на доску свои рисунки, устанавливают элементы декораций.

I. Вступительное слово. Учительница представляет классу «живой прототип» героя романа.

II. Рассказ о себе Александра Сель-кирка, послужившего прототипом Ро­бинзона. Ученик, подготовивший дома этот рассказ, входит в образ, речь его приобретает живые интонации. Так вводится на уроке Людмилы Ивановны теоретическое понятие «прототип».

III. Рассказ Даниэля Дефо о работе над книгой. Информация, поданная од­ноклассником от лица автора романа, воспринимается школьниками с особым интересом.

IV. Краткий пересказ истории Робин­зона (до того, как он попал на остров) от лица Робинзона. Готовясь к ответу, ребята учатся выделять главное в со­держании произведения, а это, как из­вестно, один из путей развития ин­теллектуального потенциала личности.

V.    Встречи   и   находки    Робинзона.

В этом фрагменте урока история Робин­зона    представлена    инсценировками. Ребята любят инсценировки, готовят их самостоятельно, следуя  рекомендациям учителя: представленный ими эпизод должен быть сюжетно завершен­ным, кратким и интересным для вос­приятия.

VI. Пантомима-викторина. (В связи с тем, что Робинзон жил на необитае­мом острове и действовал в основном молча и в одиночку, использование пан­томимы как иллюстрации текста нам представляется удачной формой рабо­ты.) «Прочитать» пантомиму сможет тот, кто хорошо знает текст. В панто­миме заняты 2—3 человека, они же оценивают правильность ответов своих товарищей.

VII. Конкурс рисунков — иллюстра­ций текста. Посмотрев рисунки, разве­шанные на доске, класс называет и оценивает творческую работу. Автор лучшего рисунка удостаивается чести выступить с комментарием к нему.

VIII. Создаем «фильм». Из желаю­щих делать «фильм» выбираются два ученика — «режиссер» и «звукоопера­тор». Им предстоит расположить рисун­ки с доски в сюжетной последователь­ности романа, склеить их и подгото­виться к «озвучиванию».

Пока «режиссер» и «звукооператор» работают, объявляется конкурс.

IX. Конкурс на лучший пересказ эпи­зода романа. Учитель предлагает оза­главить эпизоды, оценить пересказы, мотивируя свои оценки. (На уроке прозвучали три пересказа: от пер­вого лица, подробный, близкий к тек­сту)

X. Письмо Робинзону. Ребята читают свои письма, написанные дома, — ма­ленькие эпистолярные произведения, рожденные свободной фантазией и доб­рыми чувствами.

XI. «Фильм» готов! Смонтированные «кадры» пропускаются через специаль­но подготовленную раму-«экран» и со­провождаются звучащим текстом. Это устная импровизация «звукооперато­ра».

XII. « Нам почта!». Стук в дверь при­влекает внимание класса. Учитель дер­жит в руках необычной формы бутылку. В ней свиток — письмо от Робинзона. Когда Людмила Ивановна читает его, меняется эмоциональная атмосфера в классе. Притихшие ученики слушают горькие строчки о том, что Робинзон не стремится на шумную, большую зем­лю, потому что «воздух у вас засорен, животных и птиц вы истребили, реки отравлены...». Пронзительно звучит призыв Робинзона любить и беречь природу.

XIII. Вопрос учителя: «24 года жизни на острове — это подвиг?» Возникает краткая острая дискуссия, учащиеся приходят к общему мнению: «Да! Это подвиг. Робинзон показал возможно­сти человека...»

XIV. Уроки Робинзона Крузо. Учи­тель помогает детям сделать выводы: ситуация, в которой оказался Робин­зон, не безвыходная. Никогда нельзя падать духом, даже в самых трудных обстоятельствах побеждают воля к жиз­ни, трудолюбие, человеческий ум.

Далее следует инсценировка: ин­тервью американского журналиста у четырех советских пограничников, про­ведших 49 дней в бушующем Тихом океане (на основе газетных материалов почти 30-летней давности). Уроки Ро­бинзона не пропали даром...

XV. «Сюрприз». Фрагментом под та­ким названием заканчивается урок.

В процессе подготовки «сюрприза» ученики делают макеты, пишут стихо­творения, ищут материалы по теме в свежих газетах.

Один ученик принес в качестве сюр­приза пластинку с песней о Робинзоне Крузо в исполнении Михаила Боярско­го. Под эту песню ребята снимают с себя костюмы, убирают декорации. Праздник книги окончен. Но впечатле­ние от него остается надолго.

Hosted by uCoz