Предлагаем сценарий урока лСлонварь Ч это вся вселенная
в алфавитнном порядке╗ (А. Франс).
I. Начало урока.
Ученики (по очереди произносят по одному слову в алфавитном поряднке) : буква АЧАмерика. Буква БЧ Белоруссия. И т. д.
Учитель. Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари русского языка. Об этом прекрасно сканзал французский писатель Анатоль Франс: лСловарь Ч это вся вселенная в алфавитном порядке╗.
Затем ребята отвечают на вопросы: какие словари русского языка вам изнвестны? К каким словарям мы обранщаемся чаще всего? В каких случаях словари приходят вам на помощь?
II. Представление словарей.
Четыре ученика выступают в роли словарей. лСловари╗ рассказывают о начале своего рабочего дня. Класс долнжен определить, какой перед ним слонварь.
Фразеологический словарь. Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнанла меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий апнпетит, и у меня потекли слюнки.
Словарь иностранных слов. Мама предложила мне биточки, фрикандельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт лНаполеон╗ и выпил чашку кофе с сахаром.
Толковый словарь. В 6 часов началась моя любимая спортивная пенредача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Ческидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фри-стайл. "А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудинцию, чтобы растолковать: слалом Ч это скоростной спуск с гор по извилистонму пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон Ч зимнее спортивнное двоеборье Ч лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл Ч прыжки на лыжах с выполнением акронбатических фигур.
Словарь синонимов. Да, ниченго не скажешь, замысловатые слова... Ну всё, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, рабонтать головой, шевелить мозгами.
III. Конкурс рисунков.
Учитель. А теперь надо лодеть╗ наши лсловари╗ в красивые обложки, которые вы для них нарисовали. (Отнкрывается доска с прикрепленными в четыре ряда рисунками.) Надо решить, какому из представленных лсловарей╗ предназначена эта одежда. лСловари╗ сами выберут себе по одной обложке и тем самым определят победителя коннкурса.
IV. Работа лсловарей╗ с классом.
- Я Ч словарь иностранных слов. Я имею 20 тыс. слов. При чтении журнналов, газет, книг вы часто сталкиваентесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении нензнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении. Леди и джентльмены! Сейчас перед вами понявится некий господин. Он одет нескольнко странно, но вы не удивляйтесь. Ванша задача Ч не только перечислить иноязычные слова, называющие его одежду, но и определить, из какого языка они пришли в русский.
(Появляется лблестящий денди╗. Он прохаживается, давая возможность разглядеть свою одежду и обувь: костюм, жилет, туфли и т. д.)
А теперь прошу вас в предложениях заменить словосочетание одним словом. Торжественный смотр физкультурников на Красной площади. (Парад.) Старнший брат получил документ, удостовенряющий его полномочия как депутата. (Мандат.) В нашем районе выстроили помещение для стрельбы в цель. (Тир).
- Я Ч фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором дается 4 тыс. фразеологизмов русского языка, т. е. выражений типа: бить баклуши, пожинать лавры, между двух огней и т. д. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их упонтребления, их синонимы, антонимы, пронисхождение фразеологизмов. Я интеренсен для людей любых профессий. А сейчас попрошу выполнить мои заданния. Сначала по рядам.
Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе названия зверей, птиц.
Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей человеческого тела (рука, нога, голонва) .
Назовите фразеологизмы, связанные с древнегреческой мифологией.
А теперь индивидуальное задание. Подберите синонимы к фразеологиченским оборотам: обвести вокруг пальца, сесть в лужу, навострить лыжи, дернжать язык за зубами, зарубить на носу, завязать узелок на память, пускать петуха.
Пользуйтесь фразеологическим слонварем, он сделает вашу речь яркой и самобытной!
Ч Я Ч словарь толковый. Впервые определение толковый словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете, зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопинтесь. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение?.. Правильнно, род мебели. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание: объяснить значения слова стол в кажндом предложении.
1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь. 2) Почти все девушнки жили на одной квартире, имели общий стол. 3) Петр Данилыч по-руснски, попросту: стол у него незатейлинвый, крестьянский, любил простокваншу, баранину, жирные, с наваром щи. 4) Анна Ивановна работает в адресном столе. 5) В санатории нам определили пятый стол.
А теперь прослушайте предложения и определите, какие значения имеет слово голова.
1) От бессонницы у него разболенлась голова. 2) Голова у него работает хорошо, любую задачу решит быстро. 3) Он в неравном бою сложил свою голову. 4) Вдали показалась голова пехотной колонны. 5) Колхоз продал государству сто голов скота.
Послушайте лСтихи о голове╗.
Жить с хорошей головой Ч
Что с богатой кладовой:
Словно в речке отраженье,
В ней хранятся сбереженья Ч
Запах леса,
Шум прибоя,
Звезды,
Небо голубое,
Основы математики
И правила грамматики.
- Я Ч словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонинмов придает языку красочность и выранзительность. Словарь же ребят часто беден, особенно режет слух повторение слова сказал. Николай Гаврилович Черннышевский, заметив эту особенность в речи ребят, приводит разговор девятинлетнего Феди со своей сестрой Верой Павловной Ч героиней романа лЧто делать?╗. Послушайте.
Выходит лФедя╗ и быстро тараторит, обращаясь к сестре: лОн, сестричка, добрый, только неразговорчивый. А я ему, сестрица, сказал, что вы у нас красавица, а он, сестрица, сказал: лНу так что же?╗, а я, сестрица, сканзал: лДа ведь красавиц все любят╗, а он сказал: лВсе глупые любят╗, а я сказал: лРазве вы их не любите?╗, а он сказал: лМне некогда╗. А я ему, сестрица, сказал: лТак вы с Верочкою не хотите познакомиться?╗ А он сказал: лУ меня и без нее много знакомых╗.
Вы обратили внимание, сколько раз этот незадачливый Федя повторил слово сказал? 8 раз! А между тем руснский язык чрезвычайно богат глаголами речи.
Около 150 различных глаголов, обонзначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе лРусский лес╗. Напринмер: говорить, сказать, сообщить, излонжить, промолвить, подтвердить, спронсить, повторить, обсудить и т. д.
Теперь попрошу выполнить мои задания.
К слову победить в моем словаре дано 14 синонимов. А сколько назовете вы?
Как можно избежать повторения слов в этом предложении? Проходят по нашей улице троллейбусы, прохондят автобусы, проходят легковые маншины.
Подберите синонимы для характеринстики: прилежного ученика, ученика-лодыря.